Департамент образования Орловской области
БПОУ ОО "ОТАиТ"
OBR57.ru

Инклюзивное образование - успешность каждого ребенка

04.05.2023

Стало традицией  ежегодно проводить Всероссийскую неделю инклюзивного  образования бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Орловской области «Институт развития образования», отделом коррекционной педагогики (Куликова О.А.)

В Орловской области учитываются запросы и потребности детей, оказавшихся в различных жизненных ситуациях, в том числе детей с особыми потребностями и инвалидностью. Для любого ребенка важно быть успешным в силу его возможностей и способностей, ставить цели, при достижении которых он будет чувствовать себя успешным.

В рамках Всероссийской недели инклюзивного образования, в каскаде образовательных событий для педагогов, родителей и обучающихся  приняло участие более 800 человек.

С целью повышения профессиональной компетенции в организации инклюзивного образования в данный период 146 педагогов прошли курсы повышения квалификации «Инклюзивное образование детей  с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО».

 

Карлов А. И., член Правительства Орловской области – руководитель Департамента образования Орловской  области подвел итоги регионального отборочного этапа IX Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» Орловской области, высоко оценил работу каждого участника чемпионата и выразил слова благодарности педагогам-наставникам. Лучшие из лучших, профессионалы своего дела поднимались со своих мест для участия в торжественной церемонии награждения победителей и призеров чемпионата. Алексей Иванович подчеркнул, что «Мы уверены, что такой профессиональный опыт поможет уверенно идти вперед каждому участнику, добиваться намеченной профессиональной цели. Региональный чемпионат - это старт на пути к новым победам в Национальном чемпионате».

Региональное совещание руководителей муниципальных органов, осуществляющих полномочия в сфере образования прошло в форме  Проектного менеджмента «Функциональная грамотность обучающихся с ОВЗ, как современный индикатор качества образования» под координацией Департамента образования Орловской области, отдела образования администрации Болховского района. Чиняков Н. В., Глава администрации Болховского района  и  Патова Т. К., заместитель руководителя Департамента – начальник управления региональной образовательной политики Департамента образования Орловской области приветствовали участников регионального совещания. Анисимова Т. А., начальник Отдела образования администрации Болховского района раскрыла особенности модели управления  муниципальной системой образования по сопровождению детей с ОВЗ и обеспечению качества  их образования. Работа осуществлялась на площадках разных типов образовательных организаций города Болхова:

  •  МБУ «Болховский образовательный центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи»
  • МБДОУ детский сад «Лучик» комбинированного вида
  • МБОУ «Гимназия г. Болхова»
  • КОУ ОО «Болховская  общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

На педагогическом марафоне «Проектирование образовательной среды обучающихся  с ОВЗ», посвященном «Году педагога и наставника», руководители  муниципальных органов, осуществляющих полномочия в сфере образования, рассмотрели создание инклюзивной образовательной среды в различных аспектах:

- Обеспечение формирования функциональной грамотности детей с ОВЗ  в условиях ППМС-Центра. (Макаричева Е. Н.,  директор)

- Предпосылки формирования функциональной грамотности детей с ОВЗ  в условиях ДОУ «Лучик». (Копачёва Ю. Р., заведующая)

- Система работы образовательной организации с обучающимися с ОВЗ  по развитию и оценке функциональной грамотности в гимназии. (Куржупова Т. А., директор)

 

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья собрала специалистов г. Москвы, Республики Татарстан, Брянской. Курской, Орловской областей для обсуждения актуальных проблем образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ на современном этапе, трансляции положительного опыта, раскрыты «Возможности ранней профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (спикер Куликова Ольга Алексеевна).

 

На межрегиональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС общего образования: управленческие практики и методическое сопровождение» с целью развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций в области научно-методического и психолого-педагогического сопровождения введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования перед участниками г. Москвы, Орловской, Тульской, Ярославской областей освещены «Актуальные вопросы образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии с обновлением программно-методического обеспечения» (спикер Куликова Ольга Алексеевна).

 

Отдел коррекционной педагогики выступил инициатором проведения сетевого форума «Психолого-педагогическая абилитация в комплексной реабилитации обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» с участием научно-производственной фирмы «Амалтея» г. Санкт-Петербург на базе БУ ОО «Орловский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья». В рамках форума состоялся семинар «Профессиональный коррекционно-диагностический инструментарий, интерактивные комплексы, реабилитационное оборудование в социально-психологическом сопровождении детей, в том числе детей с ОВЗ, подростков, взрослых». 58 участников из образовательных организаций и учреждений социального обслуживания населения получили раздаточные материалы: сертификаты, каталоги, методические рекомендации.

 

G&A сессия «Профессиональный диалог о научно-методическом обеспечении системы общего образования обучающихся с ОВЗ» на своей переговорной площадке собрала 50 участников.  На G&A сессии состоялось награждение победителей и призеров регионального конкурса

«Эффективные технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

Поповичева О.Н., заместитель директора Института развития образования, руководитель центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, к.п.н., подчеркнула, что Конкурс проводился в целях выявления инновационных

эффективных технологий работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью, способствующих повышению качества образовательного процесса и развития творческого потенциала специалистов, работающих с указанной категорией обучающихся и отметила высокий профессиональный уровень победителей и призеров.

 

 

Для  проведения в Институте развития образования методического интенсива «Организация обучения слепых и слабовидящих детей дошкольного и школьного возраста. Обучение педагогов шрифту Брайля» отдел коррекционной педагогики пригласил к сотрудничеству специалистов Орловской общественной организации регионального отделения  ВОС и казенного учреждения культуры Орловской области «Орловская областная специальная библиотека для слепых им. А.Г. Абашкина». 60 педагогов получили не только сертификаты участников, но и умения, навыки чтения и письма по системе Брайля.

 

Совместно с ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»  лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи состоялись онлайн-консультации для родителей и педагогов -участников федерального проекта по экспериментальному исследованию «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»:

  • «Освоение ФАООП ООО ТНР» - Грибова Ольга Евгеньевна, к.п.н.
  • «Предпосылки нарушений письменной речи у младших школьников с ОВЗ, особенности коррекционной работы» - Дымкова Алевтина Юрьевна, к.п.н.
  •  «Как уехать на отдых и сохранить прогресс от занятий с логопедом»  Кошечкина Татьяна Вячеславовна, к.п.н.

 

Заседание секции «Инклюзивное образование» регионального учебно-методического объединения на тему «Центр проектного развития, как структурное подразделение образовательной организации Орловской области» состоялось на базе КОУ «Болховская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Участники секции из числа подведомственных образовательных организаций, реализующих исключительно АООП, изучили представленный опыт:

- Реализация федеральных проектов «Современная школа» и  «Цифровая образовательная среда»  как фактор успешного формирования профессиональных компетенций и трудоустройства выпускников отделения профессионального обучения.  (Калмыков В. Н., директор Лукошкина Е. О., заместитель директора)

- Работа  регионального Центра проектного развития по формированию функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (Кучебо Ю. В., руководитель регионального Центра проектного развития по формированию функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

- Перспективы развития школьной системы дополнительного образования детей и взрослых через реализацию федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».(Ишутина С. Ю., заместитель директора)

 

Открытая педагогическая гостиная «Инклюзив-маршрут Центр проектного развития, как структурное подразделение образовательной организации» в КОУ «Болховская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» объединила разные локации:

- Профессиональные компетенции. Проектная деятельность столярных учебных мастерских в рамках подготовки к итоговой аттестации.

- Креативное мышление. Мастер-класс по изготовлению сувенирной продукции.

- Финансово-математическая  грамотность. Профессия 16199 Оператор ЭВ и ВМ.

- Подготовка к сдаче норм ВФСК ГТО обучающимися с ОВЗ.

- Гражданско-патриотическая грамотность. Переориентация системы работы швейных мастерских по выполнению производственных заданий СВО.

 

В рамках «Всероссийской недели инклюзивного образования» состоялся круглый стол по теме: «Составляющие профессиональной компетентности педагогов ДОУ, реализующих инклюзивную практику» на площадке МБДОУ детского сада № 17 комбинированного вида г. Орла. Педагоги, работающие в режиме инклюзивного образования, транслировали свой опыт работы по проблемам:

 

 

  •  «Организационные основы управления инклюзивным образованием в ДОУ»
  • «Содержательная структура профессиональной компетентности педагога ДОУ в современных условиях инклюзивного образования»
  • «Формирование личностно-профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода»
  • «Педагогическое сопровождение преодоления инновационных барьеров педагогов инклюзивного образования»
  • «Технологии реализации инклюзивного образования в ДОУ»
  • «Особенности работы в инклюзивной группе. Модель и принципы формирования инклюзивной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации»
  • «Организация психологического сопровождения инклюзивного образования в ДОУ»
  • «Профессиональные компетенции педагога инклюзивного образования как психолого-педагогическая проблема».

 

Раскрыты возможности иппотерапии в коррекционной работе с детьми с особыми потребностями. (Усадьба В.Н.Телегина, «Школа юного наездника» на Злынском конезаводе)

 

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.